Командир легендарного морского охотника
Категория: Люди | 9-05-2013, 18:06 | Просмотров: 1 415
ПАВЕЛ СИВЕНКО, участник боевых действий Великой Отечественной войны:
«В 1941 году Черноморское высшее военно-морское училище окончила наша большая группа. Меня сразу послали для стажировки на линкор «Парижская коммуна» для того, чтобы узнать. Командование Военно-морских сил изменило тактику. Чтобы рассылать нас по боевым кораблям, надо узнать, что мы знаем. И вот для этого, окончив ЧВВМУ им. П.С. Нахимова, чтобы вам не соврать, то ли я 11-й, узнайте, я попал в грузинскую команду, прибывшую из Тбилиси сюда на Черное море. Грузинская делегация прибыла, чтобы получить военные знания».
Павел Сивенко получил распределение на линкор «Севастополь», который позже переименовали в «Парижскую коммуну».
ПАВЕЛ СИВЕНКО, участник боевых действий Великой Отечественной войны:
« На «Парижской коммуне» было задание пройти у артиллеристов БЧ-2, пройти БЧ-3 у миноторпедной группы, пройти БЧ-5 – устройство машин, устройство дна для того, чтобы люди, которые тебя хотят по отделу кадров куда-то назначить, чтобы знали, что ты прошел, что тебе по душе нравится, а не так, что сунут, куда тебе не приятно Вот пришел эскадренный миноносец из Италии, его послать артиллеристом на лучший артиллерийский корабль – помните тот, который перевез Панораму? Как назывался? – «Ташкент». – Мне говорят, давайте Сивенко назначим на «Ташкент» командиром башни. А я говорю: «Не хочу я быть артиллеристом, я хочу быть штурманом» Пошлите меня, где мне быть штурманом. Тогда представитель отдела кадров говорит выражением «хрен с ним», посылай его в Одессу на МОР. И вот я еду в первой группе едущих в Одессу. Приезжаю в Одессу, ее бомбят, она уже как прифронтовая. Куда его сунуть? На сторожевой корабль бортовой номер которого 062, что по старинке это обозначало: шестой катер второго дивизиона. Так решили на Черноморском флоте работники оперативного отдела. Я попадаю на СК 065».
В феврале 1943 года, в результате десантной операции, южнее Новороссийска, был образован плацдарм, вошедший в историю Великой Отечественной войны под названием «Малая Земля». 25 марта 1943 года малый противолодочный корабль Черноморского флота СК 065 под командованием старшего лейтенанта Павла Сивенко вышел из кавказского порта Туапсе на очередное боевое задание: ему предстояло сопроводить в Геленджик транспорт «Ахилион», груженный горючим для авиации. Ни командир, ни экипаж не могли знать тогда, что от их действий во многом будет зависеть судьба обороны Новороссийска .
ПАВЕЛ СИВЕНКО, участник боевых действий Великой Отечественной войны:
«В Новороссийске закончился боезапас. Здесь отстреливали своей артиллерией Приказали из Туапсе транспорт Ахилион привезет боезапас в Новороссийск. Так как других катеров не было, первым попался я, морской охотник 065. Мне сказали: «Довезешь транспорт до Новороссийска». И вот я его веду. Но немцы хорошую имели разведку. От своих уже получили информацию, что транспорт сопровождает «морской охотник СК 065». И вот два десятка, или три десятка немецких самолетов бомбить меня, чтобы утопить меня и не дать, чтобы я сопровождал транспорт. Но так как у меня команда была уже пограничников, я уже интуитивно чувствовал, куда немцы бросают бомбы. Если надо, я уклонюсь. Стоп машина, или полный вперед, или вправо на борт, или лево на борт. Это все зависит от головы. А когда твоя жизнь с этим связана»
Маленький «морской охотник» волчком крутился вокруг транспорта с боеприпасами «Ахиллион», прикрывая его и отбиваясь от множества самолетов огнем двух 45-миллиметровых пушек и двух пулеметов. От метких попаданий два «Юнкерса» рухнули в морскую пучину.
ПАВЕЛ СИВЕНКО, участник боевых действий Великой Отечественной войны:
«Я даю телеграмму охране водного района Новороссийска – пришлите прикрытие. Посылают истребители, которые отгоняют немцев. это все происходит настолько быстро Немцы знают, что идет подкрепление. Тут надо подчеркнуть, что не так просты, как у нас показывают немцев, они не такие простые. Они каждый наш выход с базы абсолютно по своим разведданным знали досконально. Они знали офицеров, кто командует, на что обратить Я плыву, сопровождаю транспорт «Ахиллеон» в Новороссийск. Прежде чем войти в Новороссийск, тебя атакуют торпедные катера немцев, чтобы не пропустить. Почему я это подчеркиваю. Потому что не надо считать немцев такими простыми. Они досконально все о тебе все узнать. Твои мореходные качества, твою башку, твой язык»
Неравный бой длился около получаса, до подхода нашей авиации, СК 065 получил почти полторы тысячи пробоин, левый борт был снесен полностью. Но, чудом держась на плаву, отважный катер все-таки довел «Ахилион» с жизненно важным грузом до Геленджика . Выполнение этого боевого задания помешало немцам захватить Новороссийск и уничтожить Черноморский флот, базировавшийся в портах Кавказа. Командир легендарного охотника прославился и тем, что спас Леонида Ильича Брежнева.
ПАВЕЛ СИВЕНКО, участник боевых действий Великой Отечественной войны:
«Я получаю приказание прибыть в Новороссийск для того, чтобы на Малую землю (где потом крепко рассказали про нашего прекрасного начальника политуправления и политотдела Брежнева). Но Брежнев в то время был не тот Брежнев, о котором потом мы расписали. Он имел свое положение, свои задания и выполнял их. Брежнева сопровождал под Новороссийском (его посылали как разведчика). Тебе говорят: вот тебе катер, следи за ним и никто не говорит, кто это, какой начальник, кого ты высаживаешь, твое дело следить за этим катером. Так получилось, что волна какая-то налетела на этот катер, катер перевернулся и Брежнев (как потом мы узнаем) стал болтаться в воде. Какая у меня задача? Я подлетел, выправил этот катер, забрался туда, затянул Брежнева. Дальше как вы, кто-то рядом со мной сделал снимки, снял как Брежнев и открытки плавают по катеру. И дальше по Советскому Союзу в свое время вышло, как Брежнев оказался в воде. И на здоровье. Для меня, который помог в какой-то степени, чтобы Брежнев остался живой для истории. Это я так думаю сейчас, когда время большое прошло. А ведь это событие идет в минутах, секундах»
Героический СК 065 за свой подвиг приказом наркома Военно-Морских Сил СССР Николая Кузнецова удостоился чести называться гвардейским — впервые в советской военной истории, ибо гвардейское звание присваивалось лишь крупным соединениям. Командир «Морского охотника» старший лейтенант Павел Сивенко награжден орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны первой степени, медалями «За оборону Севастополя», «За оборону Новороссийска», «За оборону Одессы» и орденом президента США «За выдающуюся службу».
Маргарита Пронина, Дмитрий Фомин – «Севинформбюро»
.Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.