Александр Запорожко

Категория: Лица города | 21-03-2015, 18:38 | Просмотров: 927
<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

Множество фотографий со всего света – Италия, Франция, Уругвай, Чили, Антарктида, Сейшельские острова. Все полки заполнены книгами по истории, рядом – ценные находки и артефакты времен Великой Отечественной войны.  По долгу службы, на флоте, Александр Павлович исколесил полпланеты. Четыре раза пересекал экватор. В каждом городе он водил своих сослуживцев на экскурсии.

Лайф: «Поскольку я гидроакустиком был, я еще был библиотекарем. Перед выходом в море я на весь рейс, я знал, куда мы будем заходить, я брал литературу определенную по этому маршруту, в том числе художественную… Я с таким удовольствием ходил! Вот сегодня меня высади в это же Монтевидео, в Чили, во Франции.. Я совершенно спокойно пройду по этому маршруту и мне не надо его прокладывать».

 

Почти всегда с собой был фотоаппарат. Правда, за творчество иногда «влетало» от начальства. Одна из фотографий была сделана в шторм. Корабль практически тонул, но Александр Павлович все-таки выбрался на палубу, чтобы сделать уникальный снимок. От гнева командира спасло одно - фотография была действительно красивая. Во время арктической экспедиции он любил наблюдать за жизнью пингвинов.

Лайф: «Я ушел наверх, а там метров, наверное, 150 подъем. И как две эскалаторные лестницы – одни пингвины идут наверх, а другие – вниз. Оказывается, они носят отрыжку тем, кто сидит на яйцах. Отец и мать по очереди сидят на яйцах – яйцо не должно остыть. Ну и я по этой тропиночке рядом с ними поднялся наверх. Ну а поскольку одеты были во все на собачьем меху, они меня долго не подпускали к себе. Крику там было. Потому что все заняты делом, все сидят на яйцах, а этот бездельник пришел с фотоаппаратом. Ну, вот пока они меня не вымазали полностью, пока я также вонять не стал, как они, тогда они меня к себе подпустили».

 

На память осталось настоящее пингвинье яйцо – оно было брошено родителями и замерзло. Практически всю сознательную жизнь Александр Павлович прожил в Севастополе. На его глазах возрождался город. Он видел и скелеты домов, от которых дышало войной, и радость освобожденных горожан. Особенно запомнился Салют Победы в 45-м.

Лайф: «К вечеру уже, когда потемнело, оказывается, на центр бухты вывели баржу. С баржи подняли аэростат, как потом оказалось. И в одно и то же время – воинских частей было очень много – в одно и то же время со всех по кругу зажглись прожектара. И сошлись в одну точку над этой баржой. А там развивался громадный флаг Советского Союза с изображением Ленина и Сталина. И вот здесь начался салют. Стреляло все! Такого салюта нет. То, что сегодня красочно – это одно, а тогда весь Севастополь гудел!».

 

Первая мысль о поисковой работе – от отца, участника обороны Очакова, Одессы и Севастополя.

Лайф: «Как-то после одной из песен он сказал: «Шура, я понимаю, что я выжил. А кто им поможет?..» И как-то так показал… Это были 70-е года и не поисковиков в Севастополе не было и нет. Это однозначно. Главное, что ими руководит, какая главная задача у этих поисковиков».

Лайф: «Я тогда создал группу «Память». Нас всего было 3 человека. Вот два из них – Сережа Прокопенко и Женя Федосимов. А вот это первая наша работа была. Это 61-й зенитно-артиллерийский полк, КП его, на мысе Толстом. Вот здесь впервые мы столкнулись с останками. В воронке они находились – 28 человек».

 

Прошло уже 40 лет, но работа не отпускает. Благодаря Александру Павловичу тысячи неизвестных бойцов снова получили имена. Он воспитал ни одно поколение поисковиков. Учил главному – работать ради истории, пропускать её через свои руки и сердце. Практически после каждой экспедиции в коллекции отряда появлялась новая история. Например, о комиссаре 365-й зенитной батареи родом из Тулы.

Лайф: «Дочь его дала клятву, что как только первую степендию получит в институте, поедет в Севастополь. Вот она первый раз приехала в Севастополь, но место гибели отца она не нашла. Сегодня это место есть. Я ехал в Тулу и тогда пришла внучка».

Лайф: «Вот эту боцманскую дудку мы нашли на 365-й батареи. А он служил политруком на «Красном Кавказе». И когда он списался на берег, пошел добровольцем на 365-ю комиссаром. Скорее всего, это его трубка. Мы когда ее опустили в воду, а потом достали – и она заговорила».

 

На территории 365-й зенитной батареи поисковики отряда «Память» работают более десяти лет. На его глазах вандалы трижды ломали памятник. По мере возможностей - восстановили. Уже долгие годы Александр Павлович добивается того, чтобы героическую батарею помогли отреставрировать специалисты.

Лайф: «Батарейцев там 60 человек. Есть поименные. И сегодня мы можем доказать, что 16 человек мы можем назвать имя. Они уже названы, есть эти имена, нашел я их. Мы 16 человек там поднимали в одном месте. 16 наших и 8 немцев. Немцев мы всех знаем по именам. А наши лежали безымянные».

 

Отдельного помещения, в котором можно разместить полноценный музей, у отряда нет. Многое хранится дома. В беседке у Александра Павловича играет патефон – еще одна уникальная находка. Когда поднимали, думали – документы. Оказалось – музыка, под которую когда-то здесь танцевали немецкие офицеры. Сохранилось даже две гибких пластинки. Каждый год этот патефон играет на День города и День исторического бульвара.

 

Людмила Замятина, Денис Александрович, «Севинформбюро».

 

<!--[if gte mso 9]> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.