«Три минуты войны» и 40 лет забвения. В выставочном зале мемориального музейного комплекса «35-ая Береговая батарея» открылась выставка подлинных фотоснимков времен Великой Отечественной войны

Категория: История Севастополя | 8-05-2015, 19:24 | Просмотров: 2 611

Он родился в Севастополе, прожил здесь почти всю свою жизнь. Город впился занозой в его судьбу, но и он навсегда останется в истории Севастополя. Борис Григорьевич Шейнин. В снимках фотокорреспондента газеты «Красный флот» – все двести пятьдесят дней обороны города и его освобождение. Тысячи уникальных кадров, тысячи остановленных мгновений... Зенитчики, морские пехотинцы, медсестры, подводники... Многие из них так и останутся молодыми в веках...


ТАМАРА ШЕЙНИНА, дочь Бориса Шейнина:

«Эту выставку он делал 50 лет назад, ездил в Москву, брал свои же негативы из Музея революции, куда после войны нужно было все сдать, весь архив. Сам брал эти негативы, печатал в Москве, и к 20-летию победы Севастополя она стояла здесь у нас. Она стояла в 77-м году последний раз в Доме офицеров флота. Больше она не экспонировалась. 40 лет было забвение»


ВЛАДИМИР ШЕЙНИН, сын Бориса Шейнина:

«Я не знаю, по каким он критериям выбирал эти фотографии, значит, он так видел эту войну, и так хотел, чтобы видели мы»

 

1418 дней и всего три минуты войны. Но сколько фронтовых дорог и морских миль пройдено за эти 180 секунд. Борис Григорьевич отшучивался: «Я и испугаться не успел. Воевал-то я всего три минуты. Дочка-математик подсчитала. Судите сами, за войну я сделал около девяти тысяч кадров, каждый из них с выдержкой примерно одна пятидесятая секунды. Вот и вся арифметика». 

 

Суровый 1942-й год. У стен Севастополя насмерть стоят матросы и солдаты, защищая свой город.  В зарубежных газетах появляется фотоснимок: «Гибель немецкого стервятника». Сюжет фотоснимка прост: почти над самой землей, взрываясь и распадаясь на кусочки, падает вражеский самолет. Какой он марки –  «юнкерс» или «мессершмидт», - определить невозможно.

 

ВЛАДИМИР ШЕЙНИН, сын Бориса Шейнина:

«Я слышал, что-то крякнуло надо мной, - он говорит, - я  высунулся из окопа, нажал и спрятался. И рядом упали эти обломки. Как я это сделал, сам не верит»

 

Память о военкоре Шейнине хранят не только его фотоработы, но и личный подарок от адмирала Филиппа Сергеевича Октябрьского. В качестве награды за заслуги перед Отечеством в 1947-м году он передан Борису Григорьевичу Шейнину. В 2005-м году – в состав автомобильно-мотоциклетной группы «Красная армия».


СЕРГЕЙ ГЛУШАКОВ, участник автомобильно-мотоциклетной группы «Красная армия»:

«Я думаю, что это железо в наш век, век гаджетов, опций, девайсов еще проживет не одну жизнь. Эти циферки на спидометре еще, наверное, накрутят раза два-три оборотов. Я очень хочу, чтобы он дожил хотя бы до 100 лет со своего рождения, и чтобы я поприсутстовал при этом. Столетний мотоцикл. Это красиво»

 

Одесса, Севастополь, Кавказ, Сталинград, Мурманск, опять Севастополь, Будапешт и, наконец, Берлин. И везде с Борисом Шейниным его единственное оружие – военный фотоаппарат «Лейка».


СВЕТЛАНА ЖЕЛТОК, фотограф:

«Когда я вижу, в каких ситуациях это снято, я испытываю большое восхищение. Я хожу и смотрю, насколько это классно пропечатано: все полутона, все маленькие-маленькие деталечки, все видно. Качество работ по всем параметрам: по моральному, по физическому, по техническому. В этих экстремальных ситуациях надо было знать о технике все»


ТАТЬЯНА УМАНСКАЯ, заведующая экскурсионно-просветительским отделом музейного историко-мемориального комплекса «35-я Береговая батарея»:

«Самое главное для меня, когда он пишет, что плакал и снимал. Это просто поразительно. Дай Бог каждому профессионалу быть таким человеком»

 

26-го мая военному фотокору Борису Григорьевичу Шейнину исполнилось бы 100 лет. Выставка его работ продлится на 35-й батарее до 28-го июня.

 


Ксения Багинская, Павел Красиков, «Севинформбюро»



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.