Основные версии гибели «Новороссийска»

Категория: История Севастополя | 29-10-2015, 18:54 | Просмотров: 1 028

Ночь на 29 октября 1955 года. Оглушительной силы взрыв в Севастопольской бухте. Сотни погибших. Причины не установлены.

«Стоял вот как раз здесь. Вот, смотрите, это третья бочка, так и плавает она»

ВИКТОР САЛТЫКОВ, ветеран линкора «Новороссийск»: «Если б не ветер, линкор взорвался, то вся эскадра, все крейсера утонули бы. Вот этого ничего бы не было. Но спас нас ветерок».

Расследованием катастрофы занималась специально созданная правительственная комиссия. В итоговых документах — официальная версия трагедии.

Правительственная комиссия установила: причина гибели «Новороссийска» — подводный взрыв с эпицентром снаружи корпуса корабля. Мощность – 1200 килограммов тротила.

ИГОРЬ ДЕМЕШЕВ, член севастопольского отделения Российского военно-исторического общества: «Есть выводы правительственной комиссии, которые четко определили подрыв корабля на немецкой донной мине. В 2013 году были рассекречены немецкие документы и есть поименный список немецких военнослужащих Военно-морского флота, которые закладывали данные мины в апреле 44-го года, готовясь к уходу из Севастополя. Скорее всего, это был подрыв на одной из таких мин».

Кстати, в течение двух лет после катастрофы в Севастопольской бухте обнаружили 19 немецких донных мин, три из них — поблизости от места гибели линкора. Это и осталось бы основной версией, если бы в 2013 году ветеран подразделения боевых пловцов 10-й флотилии штурмовых средств Италии Уго Д’Эспозито не признал причастность к затоплению линкора. До 1948 года «Новороссийск» входил в состав итальянского военно-морского флота, родное имя – «Джулио Чезаре», Юлий Цезарь.

После окончания Второй Мировой войны линкор достался Советскому союзу в счет репарации. Накануне в Италии открыто звучали призывы любой ценой не допустить перехода корабля под советский флаг. Чтобы узнать подробности итальянской версии, мы связались с автором книги «Тайна российского линкора. Огонь, грязь и кровь», журналистом и исследователем Лукой Рибустини, который живет в Риме. Он рассказал – итальянская полиция получала донесения о том, что фашисты готовят операцию в международных водах, но ничего не предпринимала.

ЛУКА РИБУСТИНИ, журналист, автор книги «Тайна российского линкора. Огонь, грязь и кровь»: «Многие итальянские торговые суда ходили в Черное море. Я нашёл документ, из которого следует, что в 1955 году торговый корабль «Ачилия» совершил несколько рейсов в Чёрное море из итальянского порта Бриндизи. Снаряжением этого торгового судна с максимальной тщательностью руководили люди из Военно-морского флота. На борту были трое работников секретных служб».

Согласно еще одному документу, в городе, где перед отправкой стоял «Джулио Чезаре» похитили взрывчатку – рассказывает сеньор Рибустини.

ЛУКА РИБУСТИНИ, журналист, автор книги «Тайна российского линкора. Огонь, грязь и кровь»: «В 1955 году в городе Таранто со склада военно-морского флота украли 3 800 килограммов тротила. Карабинеры нашли 1 700 кг тротила, но обнаружить, куда пропало еще 2 100 килограммов, не удалось»

Официальные власти Италии до сих пор не раскрыли военных документов того времени, в которых может содержаться информация о диверсии.

ВЛАДИМИР СТЕФАНОВСКИЙ, председатель историко-культурной просветительской организации «Морское собрание»: «Как же так. Не завели уголовное дело, не приняли мер к расследованию. До сих пор. За этим что-то кроется. Нашли на бочке, на которой стоял крейсер «Керчь», нашли водолазное снаряжение и мины большой мощности. Но она не вошла ни в какой оборот, комиссия на нее не обратила внимание».

Изучив массу материалов, севастополец Владимир Владимирович Стефановский выдвинул свою гипотезу причин гибели линкора: взрыв был следствием борьбы среди «своих», а его целью было смещение действующей власти. Диверсия, по его мнению, была совершена в попытка показать, что Советский союз окружен врагами и возглавить страну должен человек с «твердой рукой».

ВЛАДИМИР СТЕФАНОВСКИЙ, председатель историко-культурной просветительской организации «Морское собрание»: «Нужно было корабли все из бухты, которых больше полусотни на тот момент, вывести из бухты навстречу врагу или искать врага, а они себе спокойно стоят. Командиры сами объявляли боевую тревогу, но добро на выход им никто не дал. Флотом никто, получается, не командовал. А командующий флотом занимался борьбой за живучесть. Причем неумело и как-то неохотно, вроде как он заранее знал о взрыве»

Таких случайностей не бывает – утверждает Владимир Стефановский. И то, что до сих пор многие документы не попали в руки историкам – еще одно подтверждение.

Память о трагедии «Новороссийска» живет. Впервые в Севастополе накануне 60-летия катастрофы на Михайловской батарее открылась выставка, посвященная линкору. Историки и коллекционеры продолжат свои поиски ответа на одну из загадок отечественной истории…

Людмила Замятина, Павел Красиков, Виталий Козловский, Иван Лукашенко, «Севинформбюро»



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.