Загадки истории. В связи со вновь открывшимися фактами о гибели флагмана советского флота – линкора «Новороссийск», его ветераны намерены подать в суд на Итальянское правительство.

Категория: История Севастополя | 26-08-2013, 19:16 | Просмотров: 1 384

29 октября 1955-го года в половине второго ночи на линейном корабле «Новороссийск», пришвартованном в бухте Севастополя, раздался мощный взрыв, силой  примерно 1200 килограммов в тротиловом эквиваленте. Корабль получил пробоину с правого борта ниже ватерлинии. Её площадь превышала 150 квадратных метров.  Виктор Салтыков тогда был старшим комендором зенитного орудия.

 

ВИКТОР САЛТЫКОВ, ветеран линкора «Новороссийск»:

«Все бегут, выносят раненых с ямы, с дыры. Раненых выносят на ют и отправляют в госпиталь. Покойников сложили в башне у главного калибра, накрыли их простынями, одеялами накрыли, прямо кучи. А нам был приказ стоять и все, наблюдать за воздухом, за самолетами»

 

Вдруг поступила команда всем взять документы и построиться на юте. Виктор Салтыков вспоминает – из-за скопления людей по трапу спуститься не удавалось. От заместителя командира линкора Зосима Сербулова был получен приказ: лезть через леера на правый борт.

 

ВИКТОР САЛТЫКОВ, ветеран линкора «Новороссийск»:

«Корабль начал валиться. Мы, правда, успели сбросить ботинки и бушлаты, ну чтоб в воду попадем – легче было. Все успели сбросить. И в этот момент он быстро пошел. Мы бежали по борту, старались, чем быстрее, пока он валиться, чтобы на киль выбежать. И вот мы, нас много было, может сотня, не все добежали»

 

Через 18 часов после взрыва корабль полностью ушел на дно. Причиной катастрофы официально был назван «внешний подводный заряд с тротиловым эквивалентом 1200 килограммов». Наиболее вероятным признали взрыв немецкой магнитной мины или ящиков с боеприпасами, оставшихся на грунте после Великой Отечественной войны.

 

ВИКТОР САЛТЫКОВ, ветеран линкора «Новороссийск»:

 «Эта мина уже давно, у нее аккумулятор сел – не могла она взорваться. Про ящики я им тоже сказал, это наше мнение новороссийцев – это тоже не могло быть, потому что на этом месте стоял линкор «Севастополь», 150 раз швартовался там. Эти ящики уже б давно якорем вытащили»

 

Ранее об этой катастрофе говорить запрещали. Только в конце 1980-х годов на страницах газет появились первые публикации, затем стали выходить брошюры и книги. Авторы выдвигали самые разные версии гибели линкора. Многие утверждали, что причина подрыва – диверсия. Спустя почти 60 лет после трагедии, ветеран итальянского подразделения боевых пловцов «Гамма» 10-й флотилии Уго Д’Эспозито признал, что итальянские военные причастны к затоплению флагмана Черноморского флота «Новороссийск». Те, кто тогда был на судне, уверены, что это правда.

 

ВИКТОР САЛТЫКОВ, ветеран линкора «Новороссийск»:

«Почему мы пришли в Голландию на 12-ю бочку, откуда ушли в море, сдавали стрельбы. А когда вернулись, пришли на 12-ю бочку, всю бухту прошли, нас никто не останавливал, не говорил, что встаньте на 3-ю бочку. Там ждал буксир, стал нас разворачивать. В это время с «Дзержинского» поступил сигнал светофором: «Линкор «Новороссийск» поставить на 3-ю бочку. Зачем нас было переставлять? Для того чтобы диверсантам ближе было уходить. Ведь, с Голландии это далеко, по всей бухте надо уходить. А вот пресса врет все время, что его поставили в Южную бухту. Не ставил его никто. Он как поставлен был «Севастополь» у дока, так он и стоял»

 

В пользу «итальянского следа» говорит и еще один факт. Виктор Салтыков уверяет – в ночь на 29 октября Севастопольский рейд никем не охранялся: сетевые ворота были распахнуты, а шумопеленгаторы бездействовали.

 

ВИКТОР САЛТЫКОВ, ветеран линкора «Новороссийск»:

 «У ворот при выходе с бухты с нашей, когда мы заходили, стоял буксир, который прослушивал дно и закрывал ворота. Его вечером, мы встали уже на якорь, сняли отсюда и послали в Евпаторию. Там шли авиационные учения. Мы там 27-го числа стояли, и мы видели перископ подводной лодки. Наших не было, а чья это была»

 

Обследовать место взрыва отправили двух водолазов. Они выяснили, что взрыв пошел вверх -  значит, заряд был под корпусом.

 

ВИКТОР САЛТЫКОВ, ветеран линкора «Новороссийск»:

«Там они обнаружили лист железа восемь метров, восемь-девять метров, не имеет ни ржавчины, не имеет ничего, старых обросших ракушек, чистый. И дверь каютная там. Стали выяснять, как это железо попало под «Новороссийск» свежее. Оказывается, пришли потом к выводу, что это была затоплена баржа на это место, когда еще стоял «Севастополь» там»

 

Виктора Салтыкова, как участника событий, допрашивали. Показания давали и водолазы, видевшие дно «Новороссийска». 

 

ВИКТОР САЛТЫКОВ, ветеран линкора «Новороссийск»:

«Сдали в Ленинград в архив, в Гатчину. Все документы сохранились через сорок лет, когда Каржавин и Муру стали писать, им разрешили. А до этого никому не разрешали, засекречено было. И там было показание водолазов. Оно пропало. И до сих пор оно пропало, понимаете. Нет такого доказательства, поэтому итальянец и признался, потому что это действительно они сделали. Это была затоплена их же субмарина»

 

В связи со вновь открывшимися фактами о гибели флагмана советского флота – линкора «Новороссийск», его ветераны намерены подавать в суд на Итальянское правительство.

 

ВИКТОР САЛТЫКОВ, ветеран линкора «Новороссийск»:

 «Раз признались, что столько людей загубили и сделали калеками, то, пожалуйста. Есть же люди в России, которым ноги оторвало, руки. Они еще живы. Надо обязательно написать и потребовать, чтобы они возместили этот ущерб».

 

Сейчас, оставшиеся в живых ветераны линкора «Новороссийск» собирают документы для оформления искового заявления.

 

Ксения Багинская, Александр Листопад, «Севинформбюро»



Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.
Размер: 52608kb

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.