Ушедшие под воду

Категория: История Севастополя | 27-10-2013, 17:24 | Просмотров: 2 128

ВИКТОР САЛТЫКОВ, ветеран линкора «Новороссийск»:

«Я находился в 28 кубрике (это наше жилое помещение) на подвесных койках во втором ряду я спал. Когда взрыв произошел, мы его не слышали. Нас просто в койке колыхало и мы проснулись. Дневальный закричал «боевая тревога»

 

Флагман Черноморского флота линкор «Новороссийск» погиб не в бою, в мирное время. Он уходил под воду вместе с экипажем на внутреннем рейде родной Севастопольской бухты … под окнами штаба Черноморского флота.

Виктор Салтыков тогда был старшим комендором зенитного орудия. Ему удалось выжить. Ветеран вспоминает, как  в час тридцать ночи 29 октября 1955 года они вернулись с учений и мирно стояли на бочках недалеко от госпиталя, тогда и прозвучал взрыв. Как выяснилось гораздо позже, после поднятия линкора, правый борт в районе бака (носа) был буквально разорван. Сразу погибли около двухсот пятидесяти матросов.

 

ВИКТОР САЛТЫКОВ, ветеран линкора «Новороссийск»:

 «Мы стояли, мы не могли от орудия уйти. Некоторые свободные наши шлюпочники спасали плавающих. А мы стояли с заряженным орудием до последней минуты - до опрокидывания»

 

Поступила команда построится на юте.

 

ВИКТОР САЛТЫКОВ, ветеран линкора «Новороссийск»:

«Крен большой. Но как-то жалко казенную часть соленой водой мочить. Мы остались. Спустили брезент, зачехлили орудие. Побежали в кубрик. Поступила команда – взять документы и положить в левый карман. Приговорили нас к смерти, чтобы потом распознавать. Здесь я потом и распознавал ребят» 

 

Когда корабль переворачивался, Виктор Салтыков с сослуживцами находился на корме.

 

ВИКТОР САЛТЫКОВ, ветеран линкора «Новороссийск»:

 «Он шел быстро, валился налево. Мы бежали, масса людей, сбивали друг-друга, падали, резались об ракушки и оказались на килю. Нас посчитал капитан первого ранга Соловьев. Сказал - вас 48 человек спаслось на килю. Стойте, никуда больше не дергайтесь» «И мы до шести часов так стояли. Спаслись на килю. Нас 48 человек было. На грот-мачте кто был – ударило об воду, все погибли, никто не остался. На фок-мачте погибли три сигнальщика: Таранов, Приходько и  Сигачев»

 

Тогда у этих ребят хватило мужества дать сигнал на эскадру «Прощайте, товарищи…».

Через несколько часов после взрыва "Новороссийск" перевернулся и затонул на глубине 17 метров, унося с собой жизни больше 600 моряков. О трагедии «Новороссийска» много лет предпочитали молчать. Точная причина гибели крейсера не указывалась. В выводах комиссии не исключалась возможность диверсии. В Италии накануне передачи линкора «Джулио Чезаре» СССР открыто звучали призывы не допустить того, чтобы гордость итальянского флота оказалась под советским флагом.

Спустя 58 лет после трагедии, в 2013 году ветеран итальянского подразделения боевых пловцов «Гамма» 10-й флотилии Уго Д’Эспозито признал, что итальянские военные причастны к затоплению флагмана Черноморского флота «Новороссийск». В интервью итальянскому изданию 4Arts (ФоАртс) он подтвердил, что это была диверсия спецслужб Италии. Выжившие моряки линкора уверены, что это правда.

 

ВИКТОР САЛТЫКОВ, ветеран линкора «Новороссийск»:

«Почему мы пришли в Голландию на 12-ю бочку, откуда ушли в море, сдавали стрельбы. А когда вернулись, пришли на 12-ю бочку, всю бухту прошли, нас никто не останавливал, не говорил, что встаньте на 3-ю бочку. Там ждал буксир, стал нас разворачивать. В это время с «Дзержинского» поступил сигнал светофором: «Линкор «Новороссийск» поставить на 3-ю бочку»

«Зачем нас было переставлять? Для того чтобы диверсантам ближе было уходить. Ведь, с Голландии это далеко, по всей бухте надо уходить. А вот пресса врет все время, что его поставили в Южную бухту. Не ставил его никто. Он как поставлен был «Севастополь» у дока, так он и стоял»

 

В пользу «итальянского следа» говорит и еще один факт. Виктор Салтыков уверяет – в ночь на 29 октября Севастопольский рейд никем не охранялся: сетевые ворота были распахнуты, а шумопеленгаторы бездействовали.

 

Ежегодно моряки Черноморского флота России, ветераны Военно-морского флота, выжившие моряки «Новороссийска» вспоминают трагическую октябрьскую ночь. Безымянную госпитальную набережную в Севастополе назвали в честь героев линкора «Новороссийск». На месте захоронения погибших моряков сооружен мемориал "Родина - сыновьям". Фигура «Скорбящего матроса» изготовлена из винтов линкора «Новороссийск». На траурном митинге на Братском кладбище ветераны линкора  рассказывают морякам-черноморцам о трагической гибели корабля и его экипажа. В борьбе за живучесть «Новороссийска» погибли и моряки аварийных партий с других кораблей. Многие умерли от ран в госпиталях и севастопольских больницах.

АЛЕКСАНДР ЕГИН, заместитель председателя Совета ветеранов эскадры Черноморского флота:

 «Селянина тетя Галя дежурила у койки матроса раненого. Он понимал, что его не будет. Позже он умер. Он сказал ей: передайте моим родителям, что я  выполнил свой долг до конца. Парень этот был с Кубани. Адрес дал, записал. Она отдала врачу, чтобы передали»

 

Офицеры и матросы «Новороссийска», даже оказавшись под водой, до последнего вздоха боролись за живучесть корабля. Внутри остались сотни черноморцев. По рассказам водолазов, даже тридцать первого октября изнутри корабля доносился стук и песня «Варяг». Они надеялись, что их спасут.

Маргарита Пронина, Александр Листопад, «Севинформбюро»

 





Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.
Размер: 97235kb

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.