Внуки Суворова, дети Чапаева
Категория: История Севастополя | 17-12-2013, 19:55 | Просмотров: 1 96117 декабря 1941 года гитлеровские войска начали второй генеральный штурм Севастополя. В его отражении принимали участие бойцы 25 Краснознаменной стрелковой дивизии имени Василия Чапаева. Штаб дивизии и командный пункт располагались под сводами бывшего монастыря, известного под названием Инкерманского. Дивизия вела кровопролитные бои до последних дней обороны. Большая часть ее воинов погибла. Среди воинов-чапаевцев, вписавших славные страницы в летопись обороны Севастополя - Герой Советского Союза снайпер Людмила Павличенко, командир зенитной батареи Сергей Скрябин, командир пулеметного взвода младший лейтенант Павел Морозов, командир минометной роты Владимир Симонок и многие другие. В экспозиции – фотографии, подлинные документы и материалы, рассказы о судьбах защитников Севастополя.
АНДРЕЙ МОГИЛА, хранитель фондов музея историко-мемориального комплекса «35 Береговая батарея»:
«Часть экспонатов взята из наших фондов. А часть уникальных документов мы взяли из музея 25 Чапаевской дивизии в Инкермане в школе-интернате № 6».
«Часть материалов взята из объединенной базы данных «Мемориал» и с сайта «Подвиг народа».
Оружие, личные вещи и карточки военнопленных. И рассказы выживших фронтовиков. Они так важны сейчас - отмечают сотрудники музейного комплекса. Потому что нынешняя молодежь узнает о Великой Отечественной войне не из учебников по истории, а из рассказов дедов и прадедов. Перед моряками-черноморцами и ветеранами выступила рядовая 25 Краснознаменной ордена Ленина стрелковой дивизии имени Чапаева Шевкие Абибулаева – знакомы зовут ее просто баба Шура. Она прошла вторую оборону Севастополя с первого и до последнего дня. В 1942 году ей было всего 16 лет, она работала санинструктором. Через месяц Шевкие Абибулаевой исполнится 90. Перед выступлением она извинилась за свой русский.
ШАВКИЕ АБИБУЛАЕВА, участница боевых действий Великой Отечественной войны:
«Если сказать, что мы видели, фронтовики, времени не хватит. За четыре года обороны и освобождения Севастополя прошли тысячи эпизодов, о которых можно рассказать вам. Воины до последней капли крови воевали».
Она плохо говорила по-русски, но хорошо знала немецкий. Ее часто отправляли в разведку. Баба Шура вспомнила курьезный случай. Возвращаясь с разведки, она забыла пароль, ее арестовали и повели на допрос.
ШАВКИЕ АБИБУЛАЕВА, участница боевых действий Великой Отечественной войны:
«Кричит: пароль. Я ответила – Ленинград. Кричит: ночной пароль. Я говорю: знаю, но не могу сказать. Стрелять буду! Стой, - кричит».
«А почему ты пароль не знаешь. Я говорю: товарищ генерал, я знаю. Какой пароль? – Это когда винтовку берешь, вытаскиваешь, патрон кладешь, закрываешь. Вот это и есть пароль. Затвор что ли? – Да, да»
За «девичью» память Шавкие получила трое суток гауптвахты. В двухкомнатной квартирке в родной деревне Камышлы баба Шура создала музей памяти своих боевых товарищей. Она бережно хранит фотографии и письма сослуживцев. Фронтовичка говорит, ордена на ее груди – не украшение, а история. К ней необходимо относиться с уважением. Она следит за политической ситуацией в стране и осуждает фашистов на евромайдане, вытирающих ноги о знамя Победы.
ШАВКИЕ АБИБУЛАЕВА, участница боевых действий Великой Отечественной войны:
«Сегодняшний кошмар, что делается? Вот где голодовка. Вот кто отнимает кусок хлеба у нас. Я переживаю».
«Я прошу всех, передайте молодежи. Нам надо прекратить этот кошмар, чтобы дальше наши дети и внуки не голодали»
В бетонном колодце орудийного блока второй бронебашни прошла поминальная служба памяти бойцов, защитников 35 береговой батареи, погибших 17 декабря 1941 года.
Маргарита Пронина, Анатолий Паньков, «Севинформбюро»
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.