Во время ремонта фасада детской поликлиники обнаружены надписи 20-х годов прошлого века

Категория: История Севастополя | 2-10-2014, 20:24 | Просмотров: 1 027

Попытавшись восстановить историю этого дома, историки столкнулись с проблемой. Великая Отечественная война сильно изменила облик Севастополя. Современная нумерация домов сильно отличается от той, что была в начале прошлого века. Сотрудникам севастопольского городского архива удалось установить, что в прежние времена этот дом имел адрес улица Екатерининская, 36.


ВЯЧЕСЛАВ ГОРЕЛОВ,
руководитель военно-исторических проектов Агентства стратегического развития Севастополя:

«По всей видимости, это примерно 1920-е годы, потому, что еще сохранилась стилистика дореволюционных букв, не появились такие твердые канонические советские шрифты. А с другой стороны, здесь в слове «горячие» отсутствует буква «десятеричное и».  В русской орфографии дореформенной было две буквы «и». Одна читалась как «и», а другая — как «иже». Так вот буква «иже» - это хорошо известная нам сегодня буква «и», а «и десятеричное» писалась как «и» с точкой. … Здесь в слове «горячие» написано не «и десятеричное», а написана буква «иже». Поэтому, по всей видимости, это 1920-е годы. По данным того же архива, сохранность этого дома на 45-й год составляла 100%».

 

Евгений Чверткин, который многие годы посвятил изучению старого Севастополя и сбору рассказов и воспоминаний старожилов, рассказывает о доме по адресу улица Екатерининская, 36 так:

 


«Впервые дом был упомянут в газетах летом 1894 года: здесь были модная мастерская «Alexandrine» и контора агентства Харьковского земельного банка.

 

В апреле 1910 года в доме появилась домашняя столовая А.Ефимова, а весной следующего года ее сменила домашняя столовая С.Т.Каменецкого, который до этого 12 лет служил в ялтинской «России». Сначала показалось, что это заведение — обычный «домашний обед», которых в Севастополе было без числа. Оказывается, нет — солидное заведение»

 

Присмотревшись к надписям, можно разгадать некоторые слова: буза, пиво, прохладительные напитки, простокваша, чай, кофе, молоко, мороженое, чебуреки, горячие пирожки, кондитерские изделия. Сверху, вдоль всего фасада дважды написаны такие слова: отдельные кабинеты. Скорее всего, здесь находилась столовая, в которой были отдельные помещения, где посетители могли провести время. Там, где сейчас находится окно, видимо, был спуск в подвальное помещение.


ВЯЧЕСЛАВ ГОРЕЛОВ,
руководитель военно-исторических проектов Агентства стратегического развития Севастополя:

«Хотелось бы, чтобы строители, по возможности, оставили маленький кусочек этого главного фасада, чтобы можно было потом показать севастопольцам, каким Севастополь был в довоенные годы».

 

Что произойдет с этой необычной находкой, пока неизвестно. К сожалению, уже случалось так, что исторические надписи исчезали с севастопольских зданий.

 

ВЯЧЕСЛАВ ГОРЕЛОВ, руководитель военно-исторических проектов Агентства стратегического развития Севастополя:

«На здании Покровского собора была надпись такая: «Проверено, мин нет. Ильин». Ну а ниже стояла дата 8 или 9 мая 45-го года. И сейчас, по инициативе севастопольцев, обсуждается вопрос возобновить эту надпись. Такая же надпись есть в Ленинграде на нечетной стороне Невского проспекта. Она звучит так: «Граждане, во время артобстрела эта сторона улицы наиболее опасна». И вот я учился в Ленинграде 6 лет, часто проходил мимо этой надписи и видел, что даже зимой около нее лежат цветы. Ленинградцы с уважением к ней относятся. Я думаю, что возобновление такой надписи на стенах Покровского собора было бы знаковым событием для Севастополя. Ну а если бы сохранилось несколько таких фрагментов, это было бы очень интересно, потому что это часть нашей истории. Важно тем паче, что в Севастополе почти не сохранились здания дореволюционной и довоенной постройки».

 

Людмила Замятина, Анатолий Паньков, «Севинформбюро».


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.