Легендарная Галина Шурепова рассказала о том, как перестать бояться перемен
Категория: Лица города | 15-03-2015, 19:12 | Просмотров: 1 678Сотни фотографий: музыканты, политики, космонавты – друзья Галины Александровны и те, кто посещал океанариум. Десятиминутная программа с дельфинами, воспитанными Галиной Александровной Шуреповой, лишала дара речи всех высокопоставленных гостей.
"Микоян Анастас – голос какой у него? Слабенький-слабенький, ему каждый десять минут давали таблетки в рот – женщина ходила, в рот таблетки, бедненькому... Когда подошел к вольеру, посмотрел на меня и на дельфинов, говорит – ты кто? - Я тренер дельфинов. - А это кто? - Это дельфин. Не врубился, видно - начал смотреть. Они просто в восторге замирают – впечатление, что инопланетянина увидели или на Марс попали"
Среди всех фотографий взгляд пленяет момент полета, когда громадный афалин взлетает над красавицей-тренером. Это один из первых ее воспитанников - строптивый дельфин по кличке «Нептун».
"Он прикасаться не давал – плывет где-то в паре сантиметров. А прикоснуться не дает. И вот так потихоньку, полегоньку ежедневно его обволакивала... И естественно – пищевая активность. Потому что он кушать хочет. Я дотронулась – раз ему рыбку, за плавник взялась – рыбку. И так потихоньку, полегоньку я его к себе приручила"
Галина Александровна была первой женщиной в стране, кто начал тренировать дельфинов – никакой научной базы по этому вопросу просто не было. На первых порах исследователям даже пришлось два года жить в палатке на берегу Казачьей Бухты.
"Это круглосуточное наблюдение, присутствие около дельфина на вольере. Только свободная минута – сразу ложусь и смотрю. Иногда видит, что наблюдаю, и делает такие вещи, чтобы я заинтеровалась, чтобы дали рыбку ему. Дельфин стоит передо мной, я перед ним. Как заставить его что-то принести? Так я начинала с водорослей. И закончила 200 кг грузом. Водоросль кину – он меня подталкивает, я платочек, маску – он подталкивает. Упал груз – он достал"
У Нептуна и Шалуньи родилась дочка – ШАГАНЕ (нехитрая аббревиатура от имен). Когда она погибла, и этого смертельного горя не выдержала мать, дельфин уплыл из вольера – попросту перемахнул через ограждения. Но регулярно возвращался к берегам Севастополя, будто звал Галину за собой.
"В вольере не остался – он так подходил, к вольеру, делал задачу свою в море по грузам здоровым, но в вольер не заходил – невозможно было его заманить. Он поплавает, и уходит. А потом раз, смотришь – через 2 месяца вновь приходит"
Это была любовь. Дельфин чувствовал в Галине родственную душу, которая тоже принадлежит морю. Удивительно, но в бассейн будущая чемпионка СССР по подводному плаванию записалась лишь на третьем курсе института. И жить бы ей спокойно в Ленинграде, но она уехала на Дальний Восток.
"Заставил порыв душевый – я только на душевных порывах и живу. То есть, раз была чемпионкой по подводному плаванию, изучила кое-как подводный мир. А знала, что на Дальнем Востоке вообще красота. Эта красота меня манила туда. Папа, извини меня, генерал, начальник особого отдела ленинградского военного округа – "Куда она лезет, на Сахалин!" Когда тут ей и квартира, и работа – еще и чемпионка СССР. - Ну отец, так понимаю, поддерживал в начинаниях? Да я его никогда не слушала. Он никогда меня не останавливал, мама тоже – "пусть сама"
Преодолевать любые трудности несмотря ни на что – эта черта характера осталась со времен плена. Маленькую Галю с сестрой похитили немцы, в концлагере у девочек брали кровь для лечения фашистских офицеров.
"8 лет выживать, царапаться за жизнь – сколько было там всего. Однажды директор-немец меня избил и сломал мне руку, потому что я бумагу из-под маргарина облизывала и девочкам давала"
Лишь спустя восемь лет отец, имея на руках похоронки дочерей, но, не теряя надежды, разыскал девочек в Литве – к тому времени они уже забыли русский язык. Знали только литовский и немецкий, за который их нещадно били в детдоме. Отец показал Галине фотографию…
"Помню, что Наташа была в синем платье атласном, а я в бордовом. Тогда не было цветных фотографий, и бантик у меня бордовый, у нее – синий. И папа, когда это услышал, чекист – ему дурно стало, как это может узнать цвета платьев – столько лет прошло!.. И он сразу забрал нас"
Судьба это или защита высших сил – Галина Александровна не знает. Но уверена в том, что упорство, с которым ее отец искал дочерей, может свернуть горы. Упорство и искренность – вот что действительно ценно.
"А что такое судьба – очень трудно мне определить. Некий фатум, который не осознается человеком никаким, я только знаю, что нужно много усилий прикладывать человеку для того, чтобы оставить после себя след в профессии, у людей при личных взаимоотношениях с ними. Любить человека – если любишь, то люби. Сначала нужно прислушаться к сердцу своему. Что хочется – что хочется, а не то, что надо. А если совпадает и надо, и хочется – то это великолепно"
Евгений Нипот, Дмитрий Фомин, Иван Лукашенко, «Севинформбюро»
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.