Легендарный ЭПРОН
Категория: История Севастополя | 16-09-2013, 18:23 | Просмотров: 1 848Экспедиция подводных работ особого назначения – ЭПРОН, была создана в 1923 году по приказу Главного Политического Управления. Советскому правительству нужно было золото из трюмов английского парохода «Принц», затонувшего в Балаклаве.
АЛЕКСАНДР ЖБАНОВ, научный руководитель общественной организации «Эпрон-клуб», капитан 1-го ранга в отставке:
«Искали это золото итальянцы, французы, американцы, русские до революции, русские после революции. Вместе с японцами нашли семь золотых монеток, поделили их, как было написано в договоре о совместном поиске. России досталось четыре монетки, а японцам всего три»
Золото не нашли, а ЭПРОН остался. В итоге – появилась мощная аварийно-спасательная организация, которая уже много лет занимается спасением людей и кораблей.
АЛЕКСАНДР ЖБАНОВ, научный руководитель общественной организации «Эпрон-клуб», капитан 1-го ранга в отставке:
«ЭПРОН – экспедиция подводных работ особого назначения, ее создали на принципе самоокупаемости – зарабатывайте, получайте, покупайте и т.д., то эпроновцы были вынуждены браться за любую работу, а работы здесь на Черном и Азовском морях было очень много»
С подъема подводных лодок, затопленных интервентами в Черном море, экспедиция и начала свою работу. В конце 20-х годов организацию наградили Орденом Трудового Красного Знамени. В 30-е годы ЭПРОН стал монополистом, объединив все формирования в Советском Союзе, которые занимались водолазными, судоподъемными и подводно-техническими работами на морях и реках.
АЛЕКСАНДР ЖБАНОВ, научный руководитель общественной организации «Эпрон-клуб», капитан 1-го ранга в отставке:
«Если где-то появилась водолазная станция, то ее либо забирали в ЭПРОН, либо закрывали, потому что находили, что они там водолазные спуски проводят не в соответствии с методиками, режимы декомпрессии нарушают, людей калечат и т.д.»
В начале Великой Отечественной войны ЭПРОН вошел в состав Военно-Морского флота Советского Союза и внес свой вклад в дело героической Победы.
АЛЕКСАНДР ЖБАНОВ, научный руководитель общественной организации «ЭПРОН-клуб», капитан 1-го ранга в отставке:
«Для 30-й батареи это были пушки 12-ти дюймовые с линкора «Императрица Мария», а 130-ти миллиметровые пушки на Малаховом Кургане с крейсера «Червона Украина». Эти пушки подняли эпроновцы»
Экспедиция подводных работ особого назначения как самостоятельная организация просуществовала 19 лет. За это время она приобрела мировую известность, став родоначальником не только военно-морских спасателей, но и специалистов обитаемых подводных аппаратов. Сегодня - это Управление поисковых и аварийно-спасательных работ Черноморского флота.
ГЕННАДИЙ ВАСЕНКО, председатель совета ветеранов Управления поисковых и аварийно-спасательных работ Черноморского флота, капитан 1-го ранга в отставке:
«Если у нас ЭПРОН сразу же с начала войны превратился в аварийно-спасательную службу Черноморского флота, то потом был создан 21-й аварийно-спасательный отряд, который и является родоначальником аварийно-спасательного отряда нынешнего времени»
Книги «Тревоги и будни спасателей» и «ЭПРОН. Рожденный в Балаклаве» вышли в год 90-летия создания экспедиции подводных работ особого назначения. Их авторы приводят читателям некоторые эпизоды из истории организации, неотделимой от истории Балаклавы.
РИТТА КОЗУНОВА, член Национального союза писателей-маринистов:
«Главная ценность этих книг – чтобы живые голоса эпроновцев и спасателей, людей удивительной профессии, героической, они были навсегда сохранены, и чтобы в Севастополе о них осталась память. Это действительно часть нашей истории, которой мы должны гордиться и которую мы должны передавать следующим поколениям»
Ксения Багинская, Анатолий Паньков, «Севинформбюро»
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.