Рубка «Морского охотника»

Категория: История Севастополя | 2-05-2013, 17:07 | Просмотров: 1 587
Судьбы десятков тысяч человек обрываются на севастопольском мысе Херсонес – одном из самых страшных и трагических мест героической обороны города. Здесь, отброшенные на мыс советские солдаты и матросы, старики, дети и женщины, оставленные без всякого снабжения и надежды на эвакуацию, отчаянно сражались до последнего патрона.

 

ВАЛЕРИЙ ВОЛОДИН, директор музейного историко-мемориального комплекса «35-я Береговая батарея»:

 «Мы – музейщики, рассказывая историю завершения обороны, мы говорим о героической трагедии, о тех людях, которые не смогли улететь с командованием на 14 Дугласах, остались здесь. Для них последним спасением были катера или корабли, которые должны были придти. Слухи были разные среди них, говорили – эскадра придет за нами. На самом деле пришли вот эти маленькие катера, корабли».

 

К началу июля 1942 года количество людей у причала 35-й батареи превышало десять тысяч человек. Ночью приходили корабли, совершавшие переход из Новороссийска. Они подвергались непрерывным бомбежкам. Некоторые из них, забрав людей, так и не смогли добраться на Кавказ. Из десяти сторожевых катеров или «морских охотников», которые участвовали в эвакуации, осталось семь. До сегодняшнего дня сохранился лишь один из них.

 

ВАЛЕРИЙ ВОЛОДИН, директор музейного историко-мемориального комплекса «35-я Береговая батарея»:

 «Находится в России, на Ладоге, Дорога жизни. И там он на кильблоках, установлен корпус деревянный и на нем вот эта рубка. Конечно, больше никакой оснастки, вооружения на нем нет».

 

В октябре 2012 года в музейный комплекс позвонил севастополец Александр Цуканов. Он предложил передать музею рубку одного из «Морских охотников» времён Великой Отечественной войны, которая находилась в кооперативе «Рыбак-2».

 

АЛЕКСАНДР ЦУКАНОВ, даритель

 «Эта рубка много лет, много десятков лет использовалась в качестве подсобного помещения. Здесь было хранение парусов, каких-то весел, маленькая мастерская. Однажды мы вышли в море на яхте с молодыми ребятами, которые сейчас увлекаются историческими поисками, ищут различные артефакты. И когда они увидели эту рубку, у них сразу возникла масса вопросов».

 

Музейные работники скептически отнеслись к услышанному, но решили не оставлять этот факт без внимания. Оказалось – не напрасно.

 

ВАЛЕРИЙ ВОЛОДИН, директор музейного историко-мемориального комплекса «35-я Береговая батарея»:

 «На втором этаже находилась его деревянная пристройка, а первый этаж – собственно вот эта рубка, алюминиевая, есть четко просматриваемый один иллюминатор, видны фрагменты того, что на ней было, леера, что-то еще крепилось. Но больше ничего».

АЛЕКСАНДР ЦУКАНОВ, даритель

 «Ну что с этой рубки? Можно было продать алюминий, там алюминия килограмм 200, но по сравнению с той пользой, которую она принесет людям, конечно, это несравнимо».

 

В марте Александр Цуканов пригласил сотрудников музея на демонтаж. Впятером, вместе с хозяином рубки, они разбирали это строение полдня.

 

ВАЛЕРИЙ ВОЛОДИН, директор музейного историко-мемориального комплекса «35-я Береговая батарея»:

 «Когда он очистился, посмотрели на него, и нам стало грустно. Как же мы его перевезем? Он же немедленно расползется, как только мы начнем его поднимать. Придумали – насквозь балку продеть через эти две двери, занайтовать его и таким образом аккуратно-аккуратно привезти. Привезли сюда на 35-ю батарею. Наши сотрудники ходили, ужасались. Но старая вещь, мы к старому относимся с придыханием. Дальше что-то надо делать».

 

За помощью обратились к командующему Черноморским флотом Александру Федотенкову, по ходатайству которого однажды уже восстановили музейный экспонат – пушку Канэ. В этот раз помочь взялся коллектив 91-го судоремонтного завода Минобороны России. Прежде чем приступить к ремонту, Валерий Володин рассказал, чем ценен этот экспонат.

 

ВАЛЕРИЙ ВОЛОДИН, директор музейного историко-мемориального комплекса «35-я Береговая батарея»:

 «И когда они узнали историю этих катеров, легендарную историю, то тогда они по-другому стали относится к этому заказу. И тот перечень, который мы определили, к нашей радости и к нашему удивлению был перевыполнен».

 

Кроме основных восстановительных работ, по чертежам сделали мостик, поручни и трап. Настелили рыбинцы, прикрепили козырек. Особым удивлением для сотрудников музея стали корабельный телефон и штурвал. Так всего за несколько месяцев удалось вернуть к жизни рубку одного из семи легендарных «морских охотников», которые в июле 1942 года осуществляли эвакуацию последних защитников Севастополя.

 

Ксения Багинская, Дмитрий Фомин - «Севинформбюро».



Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.
Размер: 434603kb

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.