ЮРИЙ ПАДАЛКА, историк
Категория: Интервью | 2-10-2012, 18:48 | Просмотров: 2 284История Крымской войны в общем, и обороны Севастополя, в частности, продолжает оставаться интересной темой для современных исследователей. Знаменитый снимок британского фотографа Роджера Фентона «Долина смерти», сделанный в 1855 году и изображающий усыпанную ядрами дорогу на Севастополь, был инсценирован автором. Такую версию выдвинул известный американский писатель и кинодокументалист Эррол Моррис, который провел обстоятельное историческое расследование и даже специально съездил ради этого в Крым. Путем скрупулезного сравнения этого снимка с другим, сделанным с той же точки, Моррис выяснил, что сначала ядра лежали на обочине и в придорожной канаве, а затем их нарочно раскатили по дороге. По его мнению, смысл таких действий очевиден - создание более драматичного эффекта. Если эта гипотеза верна, то фотография, которая считается хрестоматийной в истории военной фотожурналистики, является также первой «постановочной» фальшивкой.
ЮРИЙ ПАДАЛКА, историк:
«Если мы вспомним Лабораторную балку, где был сделан этот снимок, - ну правда, чуть ниже – то на одном из склонов, на правом склоне этой балки, на вершине находился Третий бастион, тот самый Grand Redan, как писали в западной прессе. А на левой, на Зеленой горке, находились английские позиции. Они, конечно, перестреливались, и те ядра, которые не долетали до противника, они ударялись о склон и скатывались вниз. Здесь никакого противоречия нет».
В современной фотожурналистике известен подобный случай, когда фотографа агентства Рейтер Глеба Гаранича обвинили в организации постановочных кадров, за которые он получил множество наград. Было выдвинуто предположение, что при освещении конфликта в Грузии и Южной Осетии фотограф использовал статистов. Агентство тогда провело внутреннее расследование, которое доказало, что снимки не являются инсценировкой – но осадок, как говорится, остался.
Что же касается Фентона, то он считается одним из основоположников жанра военной фотожурналистики. И именно поэтому предположение американского исследователя о том, что даже самые первые фотоснимки с войны были далеки от документалистики, является таким резонансным. По сути, это вызов, брошенный всем представителям «второй древнейшей» профессии.
ЮРИЙ ПАДАЛКА, историк:
«В этом вопросе главное не это. А главное, что вот смотрите, сколько лет после Крымской войны прошло, а фотографии эти остались, и вызывают интерес, и вызывают споры. И все это благодаря тому, что вот был такой Фентон, что он был здесь, в Севастополе».
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.